Александр Беленький продолжает рассказ о великих чемпионах прошлого. (Часть первая)
Спинкс еще несколько лет выступал в полутяжелом весе, а потом, естественно, пошли разговоры о том, что он перейдет в тяжелый. Но там Холмс! Неужели он собирается побить его? Ведь у того остается совсем немного до рекорда Марчиано – 49 побед в 49 боях.
Это было в 1985 году. Я с трудом достал польский журнал «Бокс» и оттуда узнал, что Майкл Спинкс готовится к бою за титул в тяжелом весе. Меня это не удивило, но вскоре я в кои-то веки забыл об этом. Почему? Потому что у меня впереди была зашита диплома, а дальше служба, как это тогда называлось, «в Красной Армии». Не офицером. Рядовым.
Теперь позвольте маленькое лирическое отступление. 21 сентября 1985 года, когда бой состоялся в Лас-Вегасе, мне было подавно не до него. У меня был грандиозный залет по службе. Что такого я совершил? Да ничего особенного. Просто «отлучился» из части, потому что очень хотелось ЕСТЬ. Свой относительный покой я обменял на находившуюся в части соседней булочку и еще что-то. Коржик, по-моему. Кто был в армии, тот поймет. Остальные пусть тоскуют по советским временам, когда «у всех все было». Хотел бы я увидеть этих «всех».
Когда я вальяжно вернулся в часть, чувствуя себя кумом королю, перемазанный вареньем из начинки означенной булочки, то нарвался на… Впрочем, не будем о грустном. В общем, в медленную доинтернетовскую и домобильную эпоху узнал я о случившемся только после нового 1986 года. Первый вопрос был: как? Как Майклу Спинксу удалось впервые в истории стать первым полутяжем, который побил чемпиона в тяжелом весе? Не Билли Конну, не Арчи Муру, а ему? Когда я «дембельнулся» в ноябре 1986 года, я раздобыл видеозапись (очень плохую), потом раздобыл видеомагнитофон и посмотрел этот бой. Еще я тогда посмотрел очень хорошую запись Майка Тайсона, о котором позже пойдет речь. Как о самом бое, так и о том эпизоде. Вот так у меня они и сплелись навсегда: Майкл Спинкс и Майк Тайсон. Я еще, конечно, не знал, как позже они глубоко сплетутся в истории, минуя, к сожалению, меня. Я там буду лишь одним их многих миллионов зрителей.
С тех пор я смотрел этот бой, Холмс-Спинкс, несколько раз и предлагаю вашему вниманию этот давно и несправедливо забытый всеми обзор.
Напомню, что бой состоялся в Лас-Вегасе, куда я тогда и не чаял попасть. Ставки заключались перед боем из расчета 6-1 в пользу Холмса. Перед боем весили они: Спинкс – 90,6 кг, Холмс – 100,5 кг. Между прочим, Спинкс в первый раз мне не показался «узким». Нормальный поджарый мужик. Конечно, по сегодняшним стандартам он был легковат, но и только. Счет боев у Холмса был 48-0.
Первый раунд. В общем, он получился туда-сюда. В основном, на джебах. Боксерам требовалось: как, впрочем, и всегда, немного разозлиться, чтобы начать работать в полную силу. Еще раз обращу ваше внимание, что Майк Тайсон, готовый всех порвать в ту же секунду, когда вышел на ринг, а можно даже и ДО того или, как многие утверждали, ВМЕСТО, тогда, по крайней мере у нас, еще не был известен. Раунд прошел без эксцессов с небольшим, но явным преимуществом Холмса.
Второй раунд тоже прошел в том же ключе, но на последней минуте Спинкс через паузу пробил два левых боковых. Это были хорошие удары, и за их счет раунд ушел ему. В следующем раунде боксеры, наконец-то, разошлись. Они обменялись многочисленными сериями. Холмс с опорой на джеб, а Спинкс, на этот раз в равной мере использовавший обе руки, в большей мере на правую конечность, но и о левом боковом не забывал. Еще он бил снизу, но Холмс все это уравнивал. Раунд, в общем, был равный, но на последних секундах Лэрри зацепил Спинкса за шею и протащил чуть ли не через весь ринг по направлению к его углу. Это было плохо. Дело даже не в том, что это было нарушение правил, а в том, что это было сделано явно нарочно, и я не удивлюсь, если этот раунд ушел Спинксу.
Четвертый раунд. Спинкс обрушился на Холмса с сериями из левых боковых и правых кроссов. Тот слегка смущен этим напором и отвечает не так убедительно. Потом он худо-бедно, но немного выравнивает бой. На последней минуте Спинкс изо всех сил поддавливает, и третья минута получается, как первая. Раунд закончен с большим преимуществом Спинкса. Это первый такой раунд. Но впереди еще много.
В пятом раунде Холмс взялся за дело. Как начал с мощного правого, так и продолжил. У Спинкса в этом раунде как-то все стало получаться с трудом и неловко, как в восьмом раунде боя с Бракстоном. Один правый боковой у него удался, но и только. Холмс ответил большим количеством ударов на этот раз с акцентом на правом. Раунд с большим преимуществом уходит в его пользу.
Шестой раунд стал во многом показательным. В нем Спинкс стал вдруг намного гибче Холмса и как будто сильнее. Вообще, в этом бою физическая сила была на стороне Холмса лишь отдельными эпизодами. Спинкс обрушил на него серию за серией. В середине раунда Майкл по одной ему известной прихоти зачем-то перешел на одни джебы. Тот компонент, в котором Холмс был всегда сильнее, заработал против него. Потом Спинкс опять перешел на обе руки. Холмс проснулся в конце раунда, но ненадолго. Концовка была за Спинксом, который выиграл раунд с большим преимуществом.
Седьмой и восьмой раунды тоже были за Спинксом за счет его гибкости и молодости. Он двигался быстрее и вообще все делал лучше. Казалось, Спинкс выигрывает бой. Холмсу дали установку между раундами, но Спинксу это не помешало, и он вчистую выиграл первую минуту восьмого. Потом, правда, Холмс очухался, предпринял что-то, удачно бил справа, но на весь раунд его не хватило. Последнюю минуту восьмого Спикс опять был на коне. Все шло, как шло. Если бы бой продолжался уже упомянутые восемь раундов, победа Майкла не вызывала бы сомнений. Но впереди было еще семь. Еще семь раундов давалось Холмсу на то, чтобы совершить чудо – повторить рекорд Марчиано.
В девятом раунде показалось, что Холмс может это совершить. Спинкс устал. Вот так внезапно. Холмс активизировался, пробил много джебов и ударов справа. Спинкс что-то делал в ответ, играл корпусом, но, по сути, пробил лишь один правый куда-то в живот. Холмс ответил и по корпусу, и в голову. Хорошо ответил. Спинкс активизировался только на последних секундах, пробил в голову, но теперь настал черед сказать Майклу – поздно. Его последняя серия не решила судьбу раунда, который ушел Холмсу. Может быть, он все-таки совершит свой «запланированный» подвиг?
Десятый раунд получился ничейным. Сначала Холмс пробивал, в основном слева, потом – Спинкс, потом они вместе атаковали по очереди. Все-таки Майкл действительно устал: никогда он не проводил на ринге так много времени с таким физически сильным противником. Где-то между делом Спинкс вдоволь понегодовал за то, что Холмс бьет не туда. То ли ниже пояса, то ли головой. По-моему, зря. Холмс иногда наносил удары, которые были за рамками правил, но в целом бой получался довольно (со всеми оговорками, которые несет это слово) чистым.
Одиннадцатый и двенадцатый раунды тоже получаются туда-сюда. Кому хочешь – тому давай. Спинкс опять возмущался тем, что Холмс бьет головой. Может быть, так оно и было. Неженкой Майкл особой не был. В двенадцатом он был более активен, но тут Холмс ударил его справа на последней минуте раунда, и он чуть не упал, но все-таки только «чуть». Закончили раунд в равной борьбе – серия на серию.
Бой стал не таким интересным. Раунды с тринадцатого по пятнадцатый обычно отдают Спинксу, говоря, что Холмс стал слишком стар. Не знаю, не знаю. Тринадцатый Спинкс действительно выиграл. Гибкости он особой больше не демонстрировал, видимо, утомился, но очки набирал, в основном, за счет усталой, но грамотной работы справа. Следующий раунд, по-моему, взял Холмс. Он опять действовал, в основном, слева, но Спинкс не делал вообще ничего. Такое было впечатление, что он ехал на последних каплях горючего, которые у него еще оставались. В какой-то момент он начал бить и начал попадать справа, но поздно, поздно, поздно.
Пятнадцатый раунд получился на славу. Начал его Холмс с желанием провести так его до конца, но желания здесь было мало. Спинкс перехватил инициативу, но ему мощи тоже не хватило. Потом вели то один, то другой. Сказать, кто выиграл раунд, по-моему, невозможно. Другое дело, кто выиграл бой. Подождали судейского решения, и оно было на редкость справедливым: двое судей поставили 143-142 в пользу Спинкса, а третий также в его пользу 145-142. Все правильно. Между этими двумя результатами и была правда.
В качестве чемпиона по версии IBF Спинкс провел два боя: матч-реванш с Лэрри Холмсом и еще одну встречу с никому не ведомым норвежцем Стеффеном Тангстадом. Его он нокаутировал в 4 раунде.
Что касается еще одного боя с Холмсом, состоявшимся 19 апреля 1986 года, кстати, как раз когда я за многочисленные залеты (не только гастрономические) ехал «в командировку» из одной части в другую, чтобы там поработать режимным (то есть, там, куда стройбат допуска не имеет) подъемным краном, то о нем следует сказать особо.
Я мог бы привести его детальное описание, но его бы многочисленные критики в любом случае сочли бы предвзятым. Дело с том, что официально победил Спинкс, но неофициально – Холмс. Все зависит от того, на чьей вы стороне. Я старался отдать Спинксу все, что было можно, но все же у меня получилось, что победил Холмс со счетом 143-142. Меньше, чем отдал бой Холмсу один их судей 144-141 (по-моему, тоже справедливый результат), но очень отличающийся от того, что сказали двое других судей, отдавших бой Спинксу, и чей вердикт стал окончательным и не подлежащим обсуждению: 141-144 и 142-144.
Что же там произошло?
Не знаю, но мне кажется, что результат первой встречи давил на судей. Тогда было модно говорить, что он был несправедливым и ссылаться на самого Холмса. Он действительно говорил, что-то подобное. Но он же говорил в другие моменты вещи диаметрально противоположные. Так что его мнение обжалованию подлежало.
Судьи, с одной стороны, стремились доказать, что их коллеги были правы в первом случае (и действительно были правы), а с другой – хотели дать Спинксу небольшой толчок, чтобы дальше он уже развивался самостоятельно. Если вспомнить недавнюю историю бокса, что-то подобное произошло в 2005 году. Тогда, соответственно, 16 июля и 3 декабря, проходили бои между Бернардом Хопкинсом и Джерменом Тейлором. Ставкой был принадлежащий до 16 июля Хопкинсу титул чемпиона в среднем весе по версиям WBA, WBC, IBF и WBO. Судьи сомнительно сочли в первом бою победителем Тейлора, а во втором бою – совсем сомнительно его же.
Судьи, как мне кажется, попали в ту же ловушку, что и в бою Спинкс-Холмс II. Хопкинсу вот-вот должен был исполниться сорок один год. Его сопернику Тейлору – двадцать семь. Ясно, кто будет выступать дольше. Вот Тейлору и дали победу сначала в первом бою, а затем во втором. Для сравнения: Холмсу было на момент второго боя со Спинксом 38 лет. Майклу – не исполнилось еще и тридцати.
Но расчеты, опирающиеся на возраст, в обоих случаях не оправдались. Тейлор следующий бой с Рональдом Райтом свел вничью, а в 2007 году проиграл свой титул. Много лет был на подхвате, а потом в 2014 году стал чемпионом по версии IBF в среднем весе, побив довольно-таки среднего австралийца Сэма Солимана, и ушел на покой.
Его соперник Бернард Хопкинс провел после сорока лет славную карьеру. Неоднократно становился чемпионом мира и проиграл Сергею Ковалеву только в том же 2014 году. Через два месяца ему должно было исполниться пятьдесят…
Спинкс после второго боя с Холмсом провел только три боя и всего через два года, в 1988 году, ушел на пенсию. А вот Холмс – дело другое. Он дрался еще двадцать пять раз! В 1988 году он снова вернулся, проиграл нокаутом, о чем речь еще пойдет, потом очень славно встречался (хотя и проиграл) с чемпионом мира Эвандером Холифилдом в 1992 году и дрался аж до 2002 года! Вот как бывает.
Но у нас сейчас речь о другом. О Майкле Спинксе. После Холмса он, как уже говорилось, нокаутировал в четвертом раунде норвежца Стеффена Тангстада. Потом, прельстившись большим гонораром, встретился со старым соперником Холмса – самим Джерри Куни. К сожалению, от того мало что осталось. Спинкс нокаутировал его в пятом раунде. Этот бой носил со стороны Майкла добровольный характер, и его за него лишили титула.
А потом наступило 27 июня 1988 года. На этот раз его ждал…
19 апреля 1986 года, когда Спинкс дрался с Холмсом во втором бою, промелькнула реклама: 20 мая, то есть всего через месяц, свой двадцатый бой проводил Майк Тайсон, укравший у тяжеловесов к тому времени все внимание. Потому, кстати, и на второй бой Спинкса и Холмса обратили тогда гораздо меньше внимания, чем он того заслуживал. Его соперник был…, а впрочем, какая разница, кто был его соперник? На дворе стояло новое время, и у него были свои герои. Точнее, один герой.
Майк Тайсон, о котором дальше и пойдет речь.
Александр Беленький