18 апреля в Челябинске Сергей Ковалев проведет свой прощальный бой. А сегодня знаменитому российскому боксеру исполняется 42. Александр Беленький вспоминает выдающуюся карьеру Сергея.
Как-то так незаметно 2 апреля Сергею Ковалеву исполняется 42 года. А еще, во время боя в родном Челябинске в скором времени, он заканчивает свою боксерскую карьеру. Славную карьеру. Самую славную в российском боксе со времен Кости Цзю. Собственно, после 2019 года он провел на ринге всего два поединка, так что мы к этому, вроде бы, должны быть готовы. А вот не готовы. Все казалось, что он проведет еще какой-нибудь очень яркий бой и обязательно выиграет. А вот поди ж ты, заканчивает. Ничто не вечно под луной. Даже боксеры. Вроде, только начал. Впрочем, разве только? По боксерским меркам это было жизнь назад. Две жизни назад.
Жизнь назад
Ну, жизнь, не жизнь, но это было в далеком (или не таком далеком) 2009 году. 25 июля. Тогда в своем первом бою ему проиграл только тем и известный Даниэль Чавес. И произошло это в американском городе Гринсборо. Редко так бывает, но я сейчас действительно сказал все, что об этом знаю. А именно, что в этот день, в этот год там состоялся первый бой Сергея Ковалева, который выиграл его нокаутом в первом раунде. В том, что он закончился именно так, не было ничего удивительного. Сергей был двукратным чемпионом мира среди военнослужащих, а противостоял ему какой-то парень если и известный кому, так это своей мамаше. А может быть, не известной и ей. Карьеру и жизнь его мы не знаем.
Сергею в то время было 26 лет. Возраст, в котором становятся чемпионами мира, а не проводят свой первый бой. Запоздал он начинать карьеру. Но четыре года и двадцать два боя спустя (о начальном пути Ковалева в профессиональном боксе, и не только о нем, вы можете прочитать в его книге «На грани», вышедшей в Москве в 2016 году) он провел свой первый поединок за звание чемпиона мира.
17 августа 2013 года он встретился за титул по версии WBO в полутяжелом весе с британцем Натаном Клеверли в Кардиффе, Великобритания. Клеверли – валлиец, а не то, что вы подумали. В Уэльсе популярны библейские имена.
Как Сергей завалил валлийца
В то время Ковалев еще не был так знаменит. Другого объяснения, как и почему Клеверли согласился на бой с ним, я просто не найду. Ведь его никто не обязывал это сделать. Жил бы в своем Уэльсе, абсолютное большинство боев он провел именно там, и в ус бы не дул.
Бедняга Клеверли оказался в положении карапуза, из которого любящие родители и две бабушки и двЕ дедушки делали богатыря: «Ой, какой наш мальчик сильный. Бабушку ударил – упала бабушка. Дедушку ударил – и он туда же». Ну а мама с папой повалились уже сами просто от ужаса. И карапуз поверил в свое богатырство. А потом вышел во двор, и в песочнице какой-то грубый трехлетка отмутузил его безо всяких проблем, а заодно отобрал все формочки. Или, точнее, чемпионский пояс WBO.
Клеверли как-то сразу повел бой на выживание. Возможно, он хотел просто «пережить» первые раунды, рассчитывая на то, что Ковалев закончил абсолютное большинство своих поединков не позже третьего раунда, и на всю дистанцию его не хватит. В первых двух раундах выживать ему более-менее удавалось, хотя было видно, что, когда Ковалев хотя бы вскользь попадал по нему, у Клеверли содрогалось не только тело, но и нервная система. Было очевидно, что долго так продолжаться не может. Первый более-менее чисто пришедшийся удар Ковалева будет означать начало конца.
Так оно и вышло. В третьем раунде Ковалев провел левый апперкот, от которого Клеверли чуть не свалился. Сергей пошел вперед, провел серию, и после правого бокового британец опустился на колено. Он встал, но было видно, что ненадолго. Ковалев провел еще серию, и Клеверли снова опустился на колено. Он опять встал, но времени на пребывание в вертикальном положении у него явно оставалось все меньше. В какой-то момент он вцепился в Ковалева, и по нему сполз на пол. Рефери дал ему возможность встать, а Ковалев тут же возобновил атаку и стал его забивать. На самых последних секундах раунда рефери сделал какое-то не вполне понятное движение, то ли желая остановить избиение, то ли просто заканчивая раунд, так как в этот момент прозвучал гонг. В первый момент показалось, что он все-таки остановил бой, так как он помог Клеверли дойти до угла, на что не имел никакого права. Но Клеверли в этот момент не помогло бы, даже если бы рефери отнес его в угол на руках. Британец выглядел, как человек, который не очень понимает, где он находится, зато совершенно уверен в том, что там, где он все-таки находится, ему находиться как раз не стоит.
Ненужный четвертый раунд начался с атаки Ковалева и очень скоро закончился. Ковалев обрушил на Клеверли град ударов, и после левого бокового британца как-то отбросило на пол, в который он уперся сразу обеими руками, и тут рефери решил, что с него хватит.
Это было начало большой славы Ковалева, но отнюдь не ее конец.
Пик славы
Не знаю, кому как кажется, но пик славы Ковалева пришелся на 8 ноября 2014 года. В этот день он победил Бернарда Хопкинса. Даже сейчас не надо объяснять, кто это такой. Но я все-таки повторю вкратце.
За Очень Плохое Поведение Хопкинс отсидел четыре с половиной года. Лучше всего о том времени рассказывал он сам: «Большинство людей, на которых я молился, были крутыми, но я был все равно круче. Я никогда ничего не отбирал у женщин и не пользовался оружием. Обычно я просто запугивал людей, и этого оказывалось достаточно. Допустим, я увидел кого-то с цепочкой на шее, тогда я подходил и говорил: «Хорошая цепочка, можно посмотреть?.. Я же тебе сказал, я хочу посмотреть на твою цепочку… Посмотреть, понял?.. Дай-ка ее сюда, мать твою». У меня была такая репутация, что со мной предпочитали не драться и все отдавали без сопротивления. Я много играл, но независимо от того, выигрывал или проигрывал, всегда уходил домой с деньгами, то есть, я сначала проигрывал, потом избивал того, кому проиграл, и забирал все обратно. Добыча моя была мелкой, зато я получал много адреналина. Как-то раз я нацепил на себя одновременно девять цепочек».
В семнадцать лет он получил восемнадцать (!) лет тюрьмы, из которых в случае нечеловечески хорошего поведения ему грозило отсидеть четыре с половиной года. Их-то он и отсидел. Благодаря очень крутому нраву он сумел отстоять свою задницу, и в двадцать два года вышел на свободу с донельзя чистой совестью.
Он был боксером и до того, как сел в тюрьму. Выйдя из нее, он продолжил это занятие. В 1995 году, победив со второй попытки эквадорца Сегундо Меркадо, он стал чемпионом мира в среднем весе (до 72,6 кг) по версии IBF. А дальше он двадцать один раз (21 – пишу специально для тех, кто не поверил) защищал свой титул. Попутно он завоевал в среднем весе титулы по версии WBC в 2001 году, титул WBA (для этого ему пришлось нокаутировать великого боксера Феликса Тринидада) тоже в 2001 году и титул WBO в 2004 году. Для того, чтобы получить последний, он нокаутировал Оскара Де Ла Хойю. Вам не надо объяснять, кто это такой.
16 июля и 3 декабря 2005 года Хопкинс дважды в скучных боях проиграл Джермену Тейлору. Не знаю, но мне кажется, что Хопкинс просто надоел публике, и поэтому в абсолютно равных боях судьи проголосовали против него. Тейлор все равно не оправдал всех ожиданий.
Но это было еще не все! Через пять с половиной лет (видимо, тюрьма его сильно закалила) 21 мая 2011 года Хопкинс со второй попытки победил канадца Жана Паскаля и завоевал пояс чемпиона по версии WBC в полутяжелом весе (до 79,4 кг)! В 2012 году Хопкинс уступил его в равном бою Чеду Доусону, но в 2013 году, победив Тейвориса Клауда, Хопкинс взял пояс IBF в полутяжелом весе. К тому времени все уже устали удивляться от Хопкинса. А он, победив Бейбута Шуменова из Казахстана в 2014 году, взял еще пояс WBA в полутяжелом весе!
Вы не устали от всех титулов, которые завоевал Бернард Хопкинс? В общем, 8 ноября 2014 он вышел против Сергея Ковалева, чемпиона мира по версии WBO, в ранге чемпиона мира по версиям WBA и IBF.
Начало первого раунда было единственным, к тому же очень коротким, периодом, когда что-то в этом поединке было неясно. Оба присматривались, примеривались друг к другу и никаких особо активных действий не предпринимали.
Видимо, это напрягало Хопкинса, потому что в конце раунда он полез в неподготовленную атаку и получил правый кросс навстречу. Он упал не тяжело. Ясно было, что бой он продолжить сможет, но выражение его лица ясно говорило, что он потрясен психологически, что ничуть не лучше. Нет, он не боялся. Он НЕ МОГ. И не только потому, что, наконец-то, состарился (Хопкинсу было в этом бою рекордные 49 лет и 297 дней), а потому что столкнулся с силой, которой ему было нечего противопоставить. Кроме умения выживать, конечно. Для победы этого мало. Хопкинс довольно легко встал после нокдауна и закончил раунд.
Во втором раунде Хопкинс стал работать чистым спойлером. Он стремился максимально препятствовать активным действиям со стороны Ковалева, а сам практически ничего не делал. А Ковалева, похоже, все устраивало. Он просто с удовольствием делал работу, которая у него получалась. Его правый кросс, иногда в сочетании с джебом, то и дело прошивал защиту Хопкинса. Короткие комбинации тоже заставали великого ветерана врасплох. А главное: Хопкинс был ему понятен.
В начале третьего раунда американцу, наконец, удалось хоть что-то. Для начала он, правда, просто толкнул Ковалева, и тот упал, а Хопкинс повел себя так, как будто послал его в полноценный нокдаун, но ни рефери, ни зрители ему не поверили. Потом Хопкинс перехватил атаку Ковалева и сам пробил комбинацию из правого прямого и левого бокового, однако Сергей тут же вернул ему долг. А потом снова и снова, и так Ковалеву понравилось возвращать долги, в том числе и те, которые он не брал, что под конец раунда стало казаться, что Хопкинс вот-вот упадет, но гонг опять прозвучал вовремя для него.
Четвертый раунд получился похожим на предыдущие. Окончательно обозначилось то, что против правого кросса Ковалева, вроде бы, самого классического удара, Хопкинсу не удается найти противоядие. Сергей вообще действовал очень грамотно, ставя под сомнение компетентность экспертов, сводивших все его мастерство к ломовому удару. Однако здесь Ковалев не делал на него ставку. Он входил в зону атаки, но никогда не зависал в ней, бил и своевременно делал шаг назад, не давая Хопкинсу ни ответить, ни войти в клинч. Еще мне показалось, что после того, как Хопкинс показал удачную двухударную комбинацию, начинавшуюся справа, Ковалев взял ее себе на вооружение. Впрочем, это могло произойти и на автомате.
Что касается Хопкинса, то он тоже своей манере не изменял. Много двигался. Часто уходил корпусом вниз и назад, оставляя в зоне атаки Ковалева только «трепетное бедро», выставленное вперед. В общем, он по-прежнему был неудобен, но неудобен не как боец, который может здорово ударить сам, а скорее, как шкаф, который тяжело тащить, а надо.
В пятом раунде Хопкинсу досталось все то же, что и раньше, плюс еще несколько левых боковых. Сам он едва ответил одним правым прямым. Были, конечно, и другие попадания, но какие-то неубедительные, вскользь.
В шестом раунде Хопкинсу разок удалось неплохо встретить Ковалева левым боковым, но сколько он напропускал! О зеленой маске гуманоида, в которой Хопкинс вышел в ринг, оправдывая свою кличку Пришелец, сейчас нельзя было вспоминать без ощущения какой-то неловкой досады. Инопланетянам здесь приходилось нелегко. Вполне себе землянин Ковалев без устали навешивал люлей пришельцу-Хопкинсу.
Седьмой раунд не отличался от предыдущих. В середине восьмого Ковалев очередным ударом справа здорово болтанул Хопкинса. Однако тот выстоял, хотя пропустил еще много чего. В девятом ему опять досталось, главным образом, справа и несколько хороших левых боковых. Однако всего этого было мало, чтобы сокрушить такую скалу, как Бернард Хопкинс.
Настало время последних трех, так называемых «чемпионских», раундов. К тому времени родные зрители стали Хопкинса потихоньку освистывать, однако в десятом раунде он не сделал ничего такого, чтобы их порадовать. Много передвигался, плотно защищался. Ковалев по-прежнему досаждал ему своим не самым обычным джебом в грудь, ударами справа, а левым апперкотом сумел его даже пошатнуть. Потом Хопкинс снова выгребал справа, а на последних секундах пропустил в серии от Ковалева очень мощный левый боковой.
Одиннадцатый раунд опять не принес ничего нового ни Ковалеву, ни Хопкинсу. Один бил — другой получал. Зрители все громче выражали свое недовольство, и уходить вот так вот, бойцом, который всю дорогу уклонялся от боя, было нельзя, и в двенадцатом раунде Хопкинс, наконец, пошел вперед. Провел какой-никакой удар справа, неплохой джеб. Ковалев за все быстро рассчитался, но удивляла сама активность Хопкинса. В какой-то момент он показал Ковалеву язык, и тогда тот ударил по нему из всех орудий. Несколько серий россиянина достали Хопкинса. Тот силился отвечать. Попал пару раз слева, один раз, вроде бы сильно, но, по-моему, Ковалев просто не очень удачно стоял и на долю секунды потерял равновесие. Однако это не имело уже никакого значения. Ковалев обрушился на Хопкинса с новой силой. Того мотало по рингу, как какого-нибудь избиваемого «плохиша» из мультфильма. Последний удар, кажется, справа Ковалев нанес с гонгом.
Все судьи отдали победу Ковалеву: 120-106 и дважды 120-107! Иными словами, Хопкинс не выиграл ни одного раунда! Ни одного!
Море по колено и с головой
Время с 8 ноября 2014 года по 19 ноября 2016 года напоминало ту ситуацию, когда море было по колено, а над ним стояло солнце, которое как будто никогда не собиралось заходить.
А потом, как вы наверняка догадались, 19 ноября 2016 года произошел бой с Андре Уордом. Но для начала нам надо вспомнить, кто это такой.
Уорд – олимпийский чемпион 2004 года, в ком, извиняюсь, я тогда разглядел звезду профессионального ринга, хотя в полуфинале он одержал КРАЙНЕ спорную победу над узбеком Уткирбеком Хайдаровым. Но оказалось, что я не ошибся.
21 ноября 2009 года Уорд победил до того не знавшего поражений датчанина Миккела Кесслера и стал чемпионом мира в суперсреднем весе (до 76,2 кг). Им он и оставался, победив среди прочих Артура Абрахама, Карла Фроча, что принесло ему пояс WBC, и Чеда Доусона. Потом он перешел в полутяжелый вес (до 79,4 кг), и здесь его ждал Ковалев. Уорд единогласно признавался одним из сильнейших боксеров во всех весах.
Ну, вот мы и дошли до 19 ноября 2016 года – встречи с Сергеем Ковалевым.
Когда прозвучал финальный гонг, я не сомневался в двух вещах: что победил Ковалев, и что отдадут победу Уорду.
Ковалев очень уверенно начал встречу. В первом раунде он не давал Уорду перевести бой в некое подобие танцев на голубой дискотеке со всякими обнимашками, контролировал дистанцию, с которой исправно обстреливал американца джебами и двойками. Нельзя сказать, чтобы у Уорда ничего не получалось, но в целом раунд был за Сергеем.
Второй раунд Уорд начал с неплохого джеба, но потом Ковалев стал его опять передавливать, а в конце пробил правый навстречу, и Уорд упал. Нокдаун был настоящий и достаточно тяжелый. Поднявшись на ноги, Уорд, разумеется, улыбался, как будто его клубникой со сливками накормили, но было видно, что он растерян и даже слегка потрясен.
Однако в третьем раунде он несколько выровнял положение, провел пару левых боковых и что-то справа. В ответ ему прилетело не меньше, чем от него улетело, но стало ясно, что никакой быстрой победы Ковалева здесь не будет. Уорд учится даже тогда, когда ударяется головой об пол.
Четвертый раунд Ковалев уверенно взял за счет кроссов и джебов. Дальше поединок несколько выровнялся. Когда Ковалеву удавалось удерживать Уорда на дистанции, он проводил джебы и удары справа, прямые и кроссы, обычно в двойках. Если же Уорд пробивался поближе, то мог и сам что-то всунуть. Главным образом, левый боковой. Кроме того, он неплохо пристрелялся джебом, иногда пробивал справа, но плотно попадал крайне редко.
Так, более-менее монотонно, и проходил бой до самого конца. У каждого были свои моменты. Попадания Ковалева смотрелись куда лучше и убедительнее, но удары его соперника тоже иногда достигали цели, особенно слева: джебы и боковые. Уорд выиграл несколько раундов просто на том, что чуть переработал Ковалева, но не более того. Если бы даже не было такого уверенного доминирования Сергея в первой половине боя, то при нейтральном судействе можно было бы побеспокоиться за исход матча. Ковалев хоть и немного, но выигрывал. Мне по сей день жалко людей, которые с полным на то основанием ждали, что Ковалева объявят победителем. Я повторяю: с полным на то основанием.
Что было, так это неприятное ощущение, что Уорд, поначалу не очень знавший, что делать, не то чтобы подобрал ключи к Ковалеву – для этого надо было бы хотя бы пытаться открыть чужую «дверь», а Уорд, главным образом, беспокоился о том, чтобы его собственную «дверь» не взломали – но все же как-то приспособился к нему. Он уводил голову от прекрасных ударов Ковалева справа. Сам отвечал, но его ударам недоставало веса, и было их не так много.
Тем не менее, я бы солгал, если бы сказал, что никакого беспокойства за исход матча не было. Было. Несколько раундов были достаточно равными и при некотором косоглазии, к которому склонны многие арбитры, их можно было отдать Уорду, хотя более-менее убедительно за весь бой он выиграл раунда три-четыре, не больше. Однако зал заходился при любом его удачном действии или даже попытке действия, что несколько искажало общую картину.
Ковалев не очень хорошо провел последние два раунда. Уорду часто удавалось переводить их в столь любимую им возню, в которой он всовывал удары, в основном левые боковые, но изредка и справа. Ковалев отвечал своими джебами и правыми кроссами и прямыми, но концовка вышла несколько смазанной. Что было, то было.
По справедливости, счет, как мне кажется, должен был быть где-то 115-112 в пользу Ковалева. Можно было, если то позволяла очень тягучая судейская совесть, поставить 114-113, но по-прежнему в пользу Ковалеву. Однако есть судьи, чья совесть во все стороны тянется, как жевательная резинка, и я не сомневался, что, не особо напрягаясь, они оттянут ее «как надо» и в этот раз.
Так и вышло: все поставили 114-113 в пользу Уорда, причем на двух картах из трех все шесть последних раундов были отданы Уорду, а это уже явный перебор. Третий судья, сделавший необходимый задел для Уорда раньше, последний раунд великодушно отдал Ковалеву, понимая, что 115-112 в пользу Уорда – это уже будет явно лишне, а 114-113 – вполне нормально. Вот такая у нас справедливость.
Был назначен матч-реванш. Он состоялся 17 июня 2017 года и закончился победой Уорда нокаутом в 8 раунде. Уорд в этот раз был намного лучше, но нокаут произошел после серии явных его ударов ниже пояса. Как такое могло быть? Я не знаю.
С тех пор Сергей Ковалев еще дважды завоевывал титул по версии WBO в полутяжелом весе и дважды его терял. В последний раз 2 ноября 2019 года в бою с суперпопулярным рыжим мексиканцем Саулом Альваресом. Я тогда давал прогнозы для одной букмекерской конторы, и очень старался и Сергея не обидеть, и правду сказать. Я выбрал вариант – победа (неважно кого) по очкам. Я ошибся. Победил Альварес нокаутом в 11 раунде.
Я по сей день считаю, что Сергей мог тогда победить, но при других условиях. Прошло всего два месяца со дня его трудной победы над англичанином Энтони Ярдом. Профессиональная подготовка к бою длится как раз два месяца, но перед этим положено еще два месяца отдохнуть, а здесь Сергею такой возможности не дали. У него не было времени даже вес привести в порядок. Он уже вышел на бой очень усталым. Как его хватило на одиннадцать раундов, я не понимаю, хотя и голосовал (скажу честно) за то, что он проиграет по очкам. Не получилось…
Скоро он выйдет на ринг в последний раз. Не знаю, как вы, но я обязательно сяду смотреть. О-бя-за-тель-но!