Сегодня мог бы исполниться 71 год советскому боксёру, серебряному призёру Олимпиады 1980 года, абсолютному чемпиону СССР (1975), чемпиону СССР (1980), мастеру спорта СССР международного класса Петру Ивановичу Заеву.
Серебряного призера в тяжелом весе московской Олимпиады 1980 года Петра Заева я видел один раз. Это было на каком-то из боксерских турниров где-то в 2009-2010 году. Меня поразило, как он тогда выглядел. На ринг ему, думаю, было поздно. Все-таки лет 56-57 ему было, но здоров был необычайно. Абсолютно трезвый взгляд, ясная голова. Мы тогда за час обсудили с ним всю его карьеру. Его успех на чемпионате СССР в 1980 году, его вхождение в сборную, его выступление в Олимпийской столице, а перед этим встречу с Мухаммедом Али…
Скажу честно, нравится это кому-то или нет, но Петр Заев был уверен, что Олимпиаду в Москве он выиграл и победил в финале ставшего трехкратным олимпийским чемпионом кубинца Теофило Стивенсона, но никакой злобы по этому поводу у него не было. Может быть, в другие моменты была, но тогда не было. Еще он был уверен, что Мухаммеда Али в 1978 году на показательных боях в Москве он победил. Более того, он всерьез считал, что нокаутировал бы его, если бы у него было не два раунда, которые он дрался с Али, а побольше. Не знаю почему, я точно не робел перед его авторитетом, да и человек он был не такой, не агрессивный, но я не стал ему возражать. Наверное, потому, что характер у него был очень симпатичный. Другого объяснения я не нахожу.
Родился он в селе Сселки, которое вскоре отнесли к Липецкой области, 26 июля 1953 года. Рано занялся боксом. До 1975 года выступал за липецкое «Динамо». Позже перебрался в Москву, где стал выступать за ЦСКА. Вполне обычная карьера. В том же в 1975 году стал абсолютным чемпионом Советского Союза.
Потом у него был некоторый простой. Во всяком случае, он ничего не выигрывал. На первых ролях был Евгений Горстков. Но Заева народ знал и уважал. Поэтому его и выбрали наравне с Горстковым и Высоцким представлять Россию в спаррингах с Мухаммедом Али в 1978 году. Тогда трое наших боксеров боксировали с Али по два раунда каждый.
Али был ужасающе растренирован. В плохой записи этого не видно, но он весил тогда килограммов 115. И это притом, что боевой вес его тогда был ровно сто килограммов. Так что он представлял собой некую фантазию на тему раздетого Скумбриевича у Ильфа и Петрова. Помните? Дивное женское тело с головой бреющегося англичанина. Ну, не такое уж и дивное и подавно не женское, но жир так и висел на нем.
С Заевым он боксировал, как нам тогда показалось, странно. Петр был первым, и Али принялся сначала от него скакать, показывая на деле свой принцип “float like a butterfly sting like a bee” (порхай, как бабочка, жаль, как пчела), потом встал и стал работать. Работал неплохо, но, что называется, влегкую. Заев, кстати, работал хорошо. Очень хорошо. Он отлично качал маятник и пробивался к Али поближе. Мухаммед потом самокритично сказал, что два раунда Заеву он проиграл. Мне Петр говорил, что здорово попал Али по корпусу. И именно на этом основании верил, что мог бы его нокаутировать. Не знаю, не знаю. Думаю, Али бы очень удивился. Он работал с сильнейшими панчерами почти двадцать лет, но, по-моему, никто из них не смог его уронить ударом по корпусу. Вот собственно и все, что я о том бое помню.
Но был еще один бой, с которым разобраться не так уж просто. Его бой с Теофило Стивенсоном в финале Олимпиады в Москве. Его я помню очень хорошо. Настроение у нас было тогда такое, что Стивенсон его уже выиграл, еще до того как вышел на ринг против Заева. А когда он действительно вышел, то ничего ни нам, ни, особенно, Заеву не показал. Такой тяни-толкай, а не бой. Кто выиграл? По нанесенным ударам – Заев, но судьи дали победу Стивенсону со счетом 4-1. Был бы я тем одним, который отдал победу Петру? Не знаю. Мог бы и не быть. Игорь Высоцкий, у которого две победы над Стивенсоном, лично мне сказал: «Так у двукратного олимпийского чемпиона, который дерется за третье олимпийское золото, не выигрывают». И я знаю, что Игорь прямо так говорил и Петру. Может, он был и прав. Так что считайте сами, и сами решайте.
Тогда, кстати, многие и решали, и все были за Заева.
Теперь уже никого нет. Ни Стивенсона, который нежданно-негаданно умер в 2012 году в возрасте всего 60 лет. Подумать только: я сейчас старше того, каким Теофило когда бы то ни было был. Нет Игоря Высоцкого уже год. Нет и Петра Заева. Он умер 29 ноября 2014 года в Липецке. Говорят, от третьего инсульта. Хороший был человек. Я должен сказать, что надеюсь, что там, где он сейчас, он выиграл свои бои? Не скажу. Я надеюсь, что там, где он сейчас, нет никаких боев. В раю обходятся без них.
Александр Беленький
Пётр Иванович родился в селе Ссёлки Грязинского района Воронежской области. Карьеру боксёра начал под руководством своего брата и до 1975 года выступал за липецкое «Динамо». Позже переехал в Москву, где начал выступать за ЦСКА.
В ходе XXII летних Олимпийских Игр в Москве убедительно (каждый раз со счётом 5-0) переиграл трёх соперников: из Югославии, Италии и ГДР. В финальном бою Олимпиады проиграл кубинцу Теофило Стивенсону.
После завершения выступлений на ринге, окончил Военный институт физической культуры в Ленинграде. В 1988 году пришёл работать офицером-воспитателем в Московское суворовское военное училище, пользовался большим авторитетом у курсантов. Затем был приглашен преподавателем кафедры физической подготовки в Московский университет МВД России. Работал преподавателем в Военной академия имени Жуковского. Кандидат педагогических наук, полковник МВД.
Скончался Пётр Иванович в Липецкой областной клинической больнице 29 ноября 2014 года на 62-м году жизни после инсульта. Захоронен на кладбище родного села Ссёлки.