en
К юбилею Шамиля Сабирова

4 апреля чемпиону Олимпийских игр-1980 Шамилю Сабирову исполняется 65 лет.

Кто не был на Олимпиаде в Москве 1980 года, тот не знает счастья. Кто был там, тот знает разочарование. По крайней мере, если говорить о боксе.

Этот «перл» я родил сам, но я не удивлюсь, если точно такой же родился еще в тысяче голов. Все так и было. Как у прыгуна длину. Взял отличный разбег, бежал, бежал, но в момент прыжка что-то попало под ногу, и…

Вышли в финал семь наших спортсменов (понимаете, семь!), и только один стал чемпионом. Самый первый и самый легкий – Шамиль Сабиров в весе до 48 кг. Мы настроились на победы, накручивали себя, а она оказалось единственной.

Почему Шамиль? Может, это была случайность? Не думаю. У него все было отрепетировано. Все было доведено до автоматизма. Двойные комбинации, тройные. Игра на дистанции. А когда было отрепетировано, тогда появлялось вдохновение. Не наоборот. Как было у некоторых других? Вышел ты такой вдохновенный, получил по соплям, а дальше, в лучшем случае, даже если тебя не «посадили», пошел бездумный обмен ударами. Олимпийский турнир так не выигрывают.

Сабиров всегда сохранял абсолютное спокойствие, как бы бой ни складывался. Проиграл первый раунд? Ничего! Есть второй и третий. Он никогда не сбивался в сумбур. Потом проявлялись чувство дистанции, умение показать один удар, а нанести другой, умение сменить направление, пластичность. Именно это интеллектуальное превосходство имел в виду трехкратный олимпийский чемпион Ласло Папп, когда сказал о Сабирове: «Отличный парень, из думающих и знающих, как побеждать. Советская команда может гордиться своим чемпионом. Это уникальный спортсмен, яркий представитель игрового, высокотехничного бокса».

На Олимпиаде на золото Шамиля Сабирова не очень рассчитывали. Он был чемпионом Европы 1979 года в Кельне, очень хорошо там себя зарекомендовал, я помню его выступление в Германии, но европейцы не были законодателями мод в самом легком весе. А тут Олимпиада…

В первом бою Сабиров вышел на португальца Жоао Мануэля Мигеля. Рассуждать, как тяжело в этом бою было Сабирову, не приходится. Мигелю было во сто раз тяжелее. Собственно, он так и не понял, что ему делать с молниеносными передвижениями противника, который был как будто везде сразу. Судьи прекратили его мучения, поставив победителем Сабирова со счетом 5-0.

Вторым был восточный немец Дитмер Гайлих. Этот был парень упорный, он сопротивлялся. Попытался найти Сабирова. Тот действовал своими комбинациями, которые пресекали все, что Гайлих делал, и опять же атаковал со всех сторон. Не знаю, каким образом один из арбитров все-таки углядел, победу немца. Наверное (я только предполагаю), нашлась какая-то немка, которая умаслила его перед боем. К счастью, четверо других неумасленных не обладали взглядом посетителя театра абсурда, и они совершенно справедливо увидели победителем советского боксера.

Следующий бой был полуфинальный. Северный кореец Ли Бен Ук считался одним из фаворитов, но бой он вел с некоторой обреченностью. Даже не знаю, что с ним случилось. Он не знал, что ему делать с коронной комбинацией Сабирова левый-правый, уход в сторону и атака по корпусу. Все пятеро судей зафиксировали победу советского боксера.

Перед финальным боем, по некоторым сообщениям, Сабиров не то, чтобы запаниковал, но не знал, что он в нем будет делать. Говорили, что его тренер Артем Лавров чуть не снял его с соревнований. Это легко можно было сделать, так как травм к этому моменту хватало. К чести Сабирова он справился с собой. Первый раунд вышел у него бедовый. Он опережал кубинца Иполито Рамоса, как будто знал, что он будет делать. Во втором и третьем тот атаковал, но не всегда удачно. И все же бой выровнялся, но к концу Сабиров сумел вырвать победу. Судейский вердикт – 3-2 в его пользу. Все воодушевились, у нас было еще шесть человек, но ни один из них в результате не стал победителем. Праздновать ему пришлось в одиночку среди мрачных угрюмых людей. Но тем больше у него было для этого оснований. Как тогда, так и сейчас.

Александр Беленький