en
К 112-летию Виктора Огуренкова

Сегодня исполняется 112 лет со дня рождения Виктора Ивановича Огуренкова. Александр Беленький – об одном из лучших тренеров советского бокса.

Ну, вот и дошли мы до Виктора Ивановича Огуренкова, главного тренера нашей сборной с 1961 по 1968 год. Нетрудно заметить, что это были лучшие годы советского бокса. В них вошли две Олимпиады, 1964 года в Токио и 1968 года в Мехико, на которых наши спортсмены завоевали шесть золотых медалей, по три на каждую.

15 апреля ему исполняется 112 лет. Не так уж много, если подумать.

Виктор Огуренков ушел со своего поста после олимпийского триумфа в Мехико. Если учесть, что Олимпиада закончилась 27 октября 1968 года, до конца года оставалось совсем немного времени, но кому-то и этого хватило для «большого переворота», который обошелся нашей команде таким «черным» боком. Я не говорю, что не будь этого решения, все было бы у нас хорошо, но все же, все же, все же…

Сейчас мы, пожалуй, лучше знаем младшего брата Виктора – Евгения Огуренкова. Я уже обещал о нем рассказать, но время еще не пришло. Евгений прославился тем, что, будучи средневесом, в 1943 году (тогда ради этого отзывали с фронта) он выиграл абсолютный чемпионат СССР по боксу. В финале этого турнира он встретился с Андро Навасардовым. В шестираундовом бою (тогда у нас были такие правила) он его победил. Через годы он вспоминал этот бой: «Я его бью, а он стоит, как шкаф!» Надо было слышать, с какой интонацией он это говорил. Ты прямо чувствовал этот «шкаф».  На следующий год он уступил в финале также по очкам и также в шести раундах великому тяжеловесу Николаю Королеву. В общем, великий был боксер. В своем среднем весе он был семикратным чемпионом СССР. Жаль, что наши боксеры в то время не выступали на международном уровне. Многие медали были бы наши.

Когда у тебя такой младший брат, от тебя тоже ждут если не чуда, то получуда. Но Виктор ни на что подобное, увы, не был способен. Некоторые наши именитые боксеры говорили мне, что он максимум выступал где-то как второразрядник. Это похоже на правду, потому что никаких больших соревнований он не выигрывал. Зато он очень рано проявил себя как великолепный тренер. Здесь для него было все открыто. Один из его учеников легендарный тяжеловес Альгирдас Шоцикас впоследствии говорил о Викторе Огуренкове: «Он понимал бокс до самого дна. Секретов и тайн в ринге для него не было. Своим ученикам он никогда и ничего не навязывал. Он считал, что в ринге надо уметь всё, что умеет противник, и ещё то, чего он не умеет, но при этом всегда оставаться самим собой». Если бы это сказал кто угодно другой, может быть, можно было бы махнуть на это рукой, но когда такое говорит сам Шоцикас – остается только снять шляпу.

В 1961 году Виктор Огуренков стал главным тренером нашей сборной, сменив на этой должности ветерана войны и орденоносца Сергея Щербакова. Дело в том, что, выиграв три золотые медали на Олимпиаде в Мельбурне в 1956 году, на Олимпиаде в Риме в 1960-м мы завоевали всего одно первое место. Это сделал Олег Григорьев, знаменитый «гроссмейстер ринга». Выступление сборной сочли неудачным и «подвинули» с этой должности Сергея Щербакова. Не знаю, может быть, в выступлении нашей команды были какие-то недостатки, но мне, если говорить честно, это решение кажется несправедливым. Так или иначе, но Огуренков к этому решению не имел отношения. Он только занял принадлежавшее Щербакову место. Жалеть, впрочем, никому не пришлось, ибо медали полились на нашу сборную буквально рекой.

В 1963 году состоялся необъявленный матч чемпионы СССР – чемпионы остальной Европы. Просто в финал чемпионата Европы, проводившегося в Москве, вышли все десять (по числу существовавших в то время весовых категорий) советских спортсменов и десять чемпионов остальной Европы. В результате, победила сборная СССР – 6-4. Виктор Быстров (до 51 кг) без проблем победил болгарина Стефана Понайотова. Олег Григорьев (до 54 кг), как всегда блестяще, обыграл югослава Бронислава Петрича. Станислав Степашкин (до 57 кг) разгромил итальянца Джованни Джирдженти. Ричардас Тамулис без проблем обыграл итальянца Сильвано Бертини. Борис Лагутин (до 71 кг) победил драчливого шотландца Эндрю Уипера. Валерий Попенченко (до 75 кг) нокаутировал, как обычно, румына Иона Моню.

Это было колоссальное достижение, особенно если учесть популярность бокса в тогдашней Европе. К проводившейся в 1964 году Олимпиаде в Токио сборная была готова. Требовалось лишь небольшая рихтовка. Надо ли говорить, что все это было в значительной степени личной заслугой Виктора Огуренкова.

В Токио выступала лучшая сборная Советского Союза, которая когда-либо существовала. Думаю, это достижение так и останется в истории мирового бокса. Наша команда завоевала девять медалей.

Сначала «золото». До финала Олимпиады наш Станислав Степашкин (до 57 кг) нокаутировал всех четверых соперников, которые имели несчастье попасться ему на пути. Его огромные руки были наделены такой же колоссальной силой. Ни пуэрториканец Хосе Нивес, ни тайванец Хун Чен-Хсу, ни румын Константин Круду, ни немец Хайнц Шульц ничего не смогли против него сделать. Все они закончили соревнования либо лежа, либо на руках у своих секундантов. В финале его ждал филиппинец Энтони Виллануэва. Он единственный дал Станиславу настоящий бой. Но как судьи ни пытались ему помочь, ничего у них не вышло. 3-2 – победу они отдали Степашкину.

Борис Лагутин (до 71 кг). Почему-то часто забывают, что у него уже был олимпийский опыт. В Риме в 1960 году он взял бронзу. Так что в Токио у нас был уже ветеран и, кстати, капитан нашей команды. Он победил сильного немца Пауля Хога, потом вышел на «делающего вид, что его ударили пыльным мешком по голове» аргентинца Хосе Хирино. Поначалу он пытался ударить Лагутина, но классическая манера Бориса как-то этому мешала, зато получал он прилично. Хирино начал сознательно нарушать правила, за что его дисквалифицировали. Тогда он набросился на рефери. Борис Лагутин мигом встал на его защиту, и Хирино тут же успокоился.

Потом были Эдди Дэвис из Ганы, поляк Юзеф Гжесяк и в финале француз Жозеф Гонсалес. Ни один из них ничего не смог. Вторая золотая медаль у нас.

Третьим стал Валерий Попенченко (до 75 кг). Его, по сути, «финал» состоялся во втором бою на Олимпиаде. Его соперник Джо Даркей из Ганы отличался ломовой физической силой и страшным правым апперкотом. Попенченко работал в этом бою в непривычном для себя контратакующем стиле и добился безоговорочной победы.

Дальше пошло легче. Следующий соперник был поляк Тадеуш Валасек. До этого боя они встречались уже дважды, и оба раза он победил Попенченко. Но в этом бою прекрасно подготовленный Валерий измотал его и после двух нокдаунов Валасек сломался и сдался.

Немец Эмиль Шульц, соперник в финальном бою, знал Попенченко и боялся его как огня. Он легко проиграл нокаутом. Шульц, если можно так сказать, получил его до боя. А Попенченко кроме золотой медали получил кубок Вэла Баркера как самый техничный боксер олимпийского турнира.

Кроме того, серебряные медали получили Виликтон Баранников (до 60 кг), Евгений Фролов (до 63,5 кг), Ричардас Тамулис (до 67 кг) и Алексей Киселев (до 81 кг). Наконец, Станислав Сорокин (до 51 кг) и Вадим Емельянов (св. 81 кг) завоевали бронзу. Это был невиданный успех советской сборной. Если бы судьи не «победили» нашего олимпийского чемпиона Рима Олега Григорьева (до 54 кг) в одном из первых боев, комплект медалей был бы полным.

Потом была Олимпиада в Мехико в 1968 году. Там тоже наши завоевали три золота: Валериан Соколов (до 54 кг), второй раз Борис Лагутин (до 71 кг) и Дан Позняк (до 81 кг). Может сложиться впечатление, что все это происходило как бы параллельно с тем, как Виктор Огуренков был главным тренером сборной. Просто повезло ему. Нет, нет и нет. Почитайте, что говорил о нем тот же Альгирдас Шоцикас. Он был в Литве. Ему не было нужды «делать начальству хорошо». Он всегда подчеркивал роль Огуренкова в олимпийском процессе. И делал это и после того, как он сошел с пьедестала. Точнее, его подвинули.

А произошло это так. Как я уже говорил, 27 октября 1968 года закончилась Олимпиада в Монреале. Виктор Огуренков весь в олимпийском золоте вернулся в Москву. Ему только 56 лет. Казалось, он будет еще рулить и рулить.

Нет.

В том же году с обтекаемой формулировкой «по распоряжению начальства» он покинул сборную. И трех месяцев не прошло со дня его последнего триумфа – и вот нате. Любопытно об этом читать в наших работах по боксу 70-х годов. Чувствуется, что люди понимали, что что-то сделали не то, но начальство сказало. Начальство не ошибается!

В 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене наши взяли две золотые медали: Борис Кузнецов и Вячеслав Лемешев. Вроде бы неплохо. Но только «вроде бы». Потому что кроме этого «золота» у нас не было вообще никаких медалей. Понимаете? Никаких. Ни серебра, ни бронзы. Никого скандально не засудили. Просто два человека тренировались по-своему, а остальные увлекались тогда «игровым боксом». Доигрались…

В 1976 году наши взяли на Олимпиаде в Монреале одну серебряную медаль и четыре бронзы. Никогда с 1952 года сборная СССР не оставалась без золота. А тут осталась. Уже было ясно, что что-то в управлении сборной пошло не так. Но, как уже говорилось, «начальство не ошибается». Не ошиблись опять. Поставили на место главного тренера сборной хорошего человека двукратного серебряного олимпийского призера Алексея Киселева. Он сделал все, что мог. Больше, чем мог. Результат – одна золотая медаль Шамиля Сабирова в Москве. За три Олимпиады в Мюнхене, Монреале и в Москве сборная взяла столько, сколько при Викторе Огуренкове в Мехико взяла за одну! Я часто думаю: в Мексике у нас были известные проблемы. Так, например, Алексей Киселев никогда не был согласен с судьями, отобравшими у него победу в финале и отдавшими ее британцу Кристоферу Финнегану. Да, действительно спорное решение. Но у него был и еще один пострадавший, о котором Киселев забыл сказать. Это Виктор Огуренков. В самом деле, если бы наши взяли в Мехико четыре золота, может быть, он остался бы на своем посту, и наша бы судьба сложилась бы иначе и в Мюнхене, и в Монреале, и в Москве? Чем черт не шутит? Мог бы (опять это бы) пошутить немного и в нашу пользу.

Впрочем, Огуренков уже этого не видел, по крайней мере, последнюю часть. Он скончался 67 лет от роду 1 июля 1979 года. Наверное, он просто не мог без бокса жить. За свою службу он получил только орден «Знак Почета». У меня есть в семье кавалер этого ордена за другие заслуги. Я знаю, как он к этому относился. Конечно, почет, но другой награды, видимо, не заслужил. Так, может быть, воздадим Виктору Огуренкову должное хотя бы сейчас?