Накануне старта мужского чемпионата мира в Ташкенте мы ждём побед от российских боксёров и вспоминаем победителей прошлых лет.
Сейчас кажется, что чемпионаты мира были всегда. Века так с XVIII. Но это не так. Они проводятся лишь с 1974 года, что для многих тоже времена доисторические. Первый чемпионат прошёл в Гаване на Кубе.
В наши дни принято восхищаться тем временем, но при этом восхищающиеся не всегда знают героев этого самого времени по именам. Постараемся ликвидировать этот пробел, благо наши первые чемпионы того стоили. Очень стоили!
Василий Соломин, весовая категория до 60 кг.
Он запомнился многим из нас не как боксер, а как человек, не ведавший никаких страхов и сомнений. Те, кто его помнят, знают, о чем я говорю. Весовая категория у него была легкая (до 60 кг), но он был готов выйти против любого человека. Любого, понимаете? Будь в нем хоть сто килограммов одних мышц, хоть сто пятьдесят. И не только выйти, но и победить. А боксировал он так, как жил. Бескомпромиссно, активно и очень агрессивно.
Чемпионат мира 1974 года сложился для него легко, хотя для победы в нем он должен был провести аж пять боев. В первом раунде легко одолел Йохена Бахфельда (ГДР). Через два года немец станет олимпийским чемпионом в весе до 67 кг. В весе до 60 кг он больше выступать не захотел. Затем Соломин безоговорочно победил венгра Андроша Батоша. За выход в полуфинал Василий боксировал с Петером Хессом (ФРГ), и «вынес» его уже во втором раунде. В полуфинале его ждал кубинец Луис Эчайде. Мы привыкли, что кубинцы – опасные соперники, но Соломину об этом не сказали. Эчайде безоговорочно ему уступил. Финальный бой с румыном Симионом Куцовым получился у Соломина очень легким. Во втором раунде Куцов прекратил сопротивление.
В довершение кроме звания первого нашего чемпиона мира Василий получил Кубок Радьярда Рассела как лучший боксер турнира. К сожалению, неуемный характер Соломина не позволил ему больше выступить на таком уровне. А жаль. Очень жаль.
Руфат Рискиев, весовая категория – до 75 кг.
Кто не помнит победу Рискиева на чемпионате мира 1974 года, тот не помнит и его фильм «На ринг вызывается». Между прочим, зря. Вполне приличный фильм, где Рискиев играет роль нашего боксера-интеллектуала. Хорошо играет. Собственно, играет он себя, каким был в 70-е годы.
Соперничество на российском ринге проходило с олимпийским чемпионом Мюнхена-72 Вячеславом Лемешевым. Очень интересные бои, надо сказать. У Лемешева был его феноменальный удар справа и фантастическая реакция, но у маневренного техничного Рискиева были свои козыри и в конечном итоге он выиграл.
На чемпионат мира попал в последний момент, когда доказал, что он сильнее Лемешева. Но в Гаване все складывалось у него хорошо, если не знать, что у него были сломаны кисти рук в трех местах. Финальный бой с румыном Алеком Нэстаком тем не менее получился у него хоть куда. Победа его споров не вызывала. Рискиев – чемпион мира!
В 1976 году Руфат выступал на Олимпиаде в Монреале. Так получилось, что он один пробился в финал из советских спортсменов. Там его ждал американец Майкл Спинкс, в будущем чемпион мира в полутяжелом и тяжелом весах среди профессионалов.
У Рискиева был пятый бой, а у Спинкса, благодаря счастливому стечению обстоятельств – второй. Спинкс выигрывал бой, но в третьем раунде провел комбинацию из двух апперкотов, левого по корпусу и правого в голову. Руфат скрючился от боли. Нокаут. Рискиев утверждал, что левой американец пробил ниже пояса, но рефери, между прочим, кубинец, посчитал иначе.
Валерий Львов, весовая категория – до 63,5 кг.
Когда речь заходит о Валерии Львове, кто-то обязательно скажет, что он послал в нокдаун Рэя Леонарда. Да-да, того самого. Первого чемпиона мира среди профессионалов в пяти (!) весовых категориях. Было это в матчевой встрече. По воспоминаниям самого Львова Леонарду тогда было лет семнадцать. Он его тогда изучил, натаскал, и Леонард в результате сам насел на его удар справа.
К сожалению, тогда Валерий узнал, как рефери может решить судьбу матча. Сначала он очень долго считал, тянул до конца раунда. Потом на ровном месте открывал счет самому Валерию, хотя там ни о каком нокдауне и речи не было. Затем второй раз провернул тот же фокус. В общем, бой Львов «проиграл». После боя от бессильной ярости он не знал, что ему делать.
На чемпионат мира в Белград в 1978 году он приехал заряженным на победу. Мощный удар, умение работать на дистанции, обманывать соперника – были его козырями. В третьем бою он победил будущего чемпиона московской Олимпиады (правда, уже в весе до 67 кг) Андреса Альдаму. Рослый левша был очень опасен. Два боя завершил нокаутом, но перед Львовым дрогнул и проиграл.
В финале Валерий боксировал против югослава Мехмета Богуевчи. Бой был тяжелый, так как оба были травмированы еще перед ним, но Львов боксируя в Белграде добился безоговорочной победы. Так он стал чемпионом. Это было колоссальное достижение.
Валерий Рачков, весовая категория – до 67 кг.
Бокс – это счастье. Такое определение этого вида спорта и всего, что с ним связано, выдал как-то Валерий Рачков. Еще он недолюбливает слово «адреналин», как объяснение того, что привлекает его в боксе. Наверное, это справедливо. Об «адреналине» любят порассуждать люди, которые живого адреналина никогда не нюхали. А те, кто нюхали, понимают, что это не адреналин. Это Жизнь.
Рачков боксировал в так называемом челночном стиле, который во второй половине 70-х годов был в нашей команде чуть ли не обязательным. Зиждется он на том, если вкратце, что боксер все время мелкими движениями передвигается назад-вперед (челнок) и все время стремится нанести как можно больше ударов.
Рачков съездил на Олимпиаду-76 в Монреаль. Там без проблем провел два боя, а в третьем встретил ставшего в итоге олимпийским чемпионом немца Йохена Бахфельда. Да-да, того самого. Трудно сказать, что с Валерием произошло. Наверное, сказалось то, что он, по решению «старших товарищей» уехал из команды куда-то в загородный дом. Может, в том бою просто опыта не хватило. А где его взять, когда тебе всего двадцать лет? В общем, он проиграл, но больше таких ошибок не допускал.
В 1978 году на чемпионате мира в Белграде он боксировал с тем же Бахфельдом и, несмотря на предыдущее поражение и твердолобость немца, выиграл у него. Йохен был очень разочарован. После этого турнир для него сложился легко. Чемпионом он стал в последнем бою, победив местного уроженца югослава Миодрага Перуновича, несмотря на то, что его поддерживали трибуны. Впрочем, в конце они уже болели за Валерия. К сожалению, этот турнир стал последним успешным в карьере Рачкова.
Виктор Савченко, весовая категория – до 71 кг.
Фехтование было в большой моде, когда Виктор Савченко был маленьким, и он хотел им заниматься. Но как-то увидел тренировку боксеров и «изменил» своим взглядам. «Изменил» - потому что это были не его взгляды. Его – это именно бокс.
Сейчас уже начинают забывать, но в 70-е годы многие знатоки говорили, что стиль Савченко слишком простой. Мол, посмотрим, кто сильнее вдарит. На наш взгляд, это не так. Да, Виктор предпочитал бой на средней и ближней дистанции, но потому, что это ему было удобно. Бокс держится на тончайшем умении чувствовать соперника, и Савченко чувствовал его именно так. Его стиль был таков, не потому, что он не использовал голову, а потому, что в стрессовых условиях она работала необычайно четко. Если в этом есть какие-то сомнения, послушайте, как хорошо он говорит сейчас, и у вас пропадут любые сомнения.
На Олимпиаде 1976 года в Монреале Савченко выступал в весовой категории до 71 кг. Конкуренция была очень большая. В полуфинальном бою он боксировал с поляком Ежи Рыбицким. Савченко выигрывал, и тогда рефери незаслуженно снял с него очко. Виктор стал гоняться за соперником, и в результате упустил победу. Даже неважно, было ли то решение справедливым. Кстати после Олимпиады Савченко выиграл чемпионат Европы.
На чемпионате 1978 года в Белграде все шло более-менее, но в полуфинале Виктора ждал все тот же Рыбицки, кстати, ставший в Монреале чемпионом. На этот раз он ничего не смог и закончил бой в нокауте. Теперь Виктора ждал бой с кубинцем Луисом Филипе Мартинесом. Он сложился очень остро, но все же Савченко выиграл и стал чемпионом.
В 1980 году Виктор Савченко завоевал серебряную медаль на московской Олимпиаде.
Юрий Александров, весовая категория – до 51 кг.
Он появился для большинства из нас в 1982 году, как метеор. Из ниоткуда. Вообще-то он заявил о себе несколько раньше – на Кубке мира в Монреале в 1981 году. Но там он сломал руку и добрался лишь до третьего места. Тогда все решили, что восемнадцатилетнего парня рано подняли так высоко, и забыли о нем.
Когда пришел чемпионат мира 1982 года в Мюнхене, на него рядовой болельщик возлагал небольшие надежды. Совсем молодой парень. Ничего не умеет (так думали люди). А он выходил и громил своих соперников, как будто так надо. Финальный бой в весе до 51 кг с американцем Майклом Коллинзом, высоким и внешне прекрасно подготовленным левшой, особенно памятен. Коллинз как бы рассыпался под давлением Александрова. Никакого сомнения исход боя не вызывал. Вот так: раз – и он чемпион мира, и все стоят с открытыми ртами.
В 1983 году стал чемпионом Европы в весовой категории до 54 кг. Вполне ожидаемым. Но больше он первым не был. Появился, как метеор, и исчез, как он же. На чемпионате мира 1986 года был третьим, а на чемпионате Европы 1987 года – вторым также в весовой категории до 54 кг. На последнем казалось, что он еще, может быть, выстрелит, но не выстрелил.
Александр Кошкин, весовая категория – до 71 кг.
Период славы Александра Кошкина пришел после московской Олимпиады 1980 года. Так он завоевал «серебро». Запомнился его финальный бой с Армандо Мартинесом. Кошкин был по-советски красивый боксер. Предпочитал работать на дистанции, время от времени подключая к атаке нокаутирующий удар справа. Но Мартинес давил, давил и передавил его. Может быть, отсчитанный нокдаун Кошкина вызывает сомнения, но то, что он проиграл бой – нет. Помнится его растерянное выражение на награждении, которое ясно говорило: «Как же так?»
Снова он встретился с Мартинесом в финале чемпионата мира 1982 года в Мюнхене. Кошкин готовился к этому бою. Временами ему удавалось крепко ударить соперника, но все-таки тот отвечал ему сполна. В конце третьего раунда Кошкин зацепил его справа и целую минуту провел очень хорошо, но в самой концовке все равно лучше был Мартинес.
Кто победил в этом бою? Официально – Кошкин, и я не стану с этим спорить, но, признаемся, довольных этим решением в зале не наблюдалось. Да, Кошкин провел хороший бой, но…
И, тем не менее, он чемпион мира. Перед этим на чемпионате Европы в Тампере в 1981 году он также стал первым.
Александр Ягубкин, весовая категория до 91 кг.
Бывает так, что самая громкая победа приходит тогда, когда ее ожидаешь. Во всех видах кроме бокса такое происходит достаточно часто, но в боксе – достаточно редко. Слишком многое зависит от одного удара, а нормальный турнир – это, обычно, четыре, пять, а то и шесть боев. Так что побеждает один из фаворитов.
Ягубкина заметили на абсолютном первенстве СССР 1980 года. Там участники делились на две категории: до 91 кг и свыше 91 кг. А потом проводился бой между победителями двух этих мини-турниров. Александр выступал в весе до 91 кг. Турнир он свой выиграл и потом дрался с победителем турнира свыше 91 кг Александром Яковлевым. Он был боксер прекрасный, но Ягубкину уступил.
Все обратили внимание на подвижность, агрессивность, умение обманывать соперника и сильный удар Ягубкина. Все это вместе, «в одном стакане» или в одном боксере в данном случае, встречается довольно редко. В 1981 году он стал чемпионом Европы и серебряным призером Кубка мира. Самое время было попробовать «золото».
В 1982 году на чемпионате мира в Мюнхене время пришло. В финале он должен был встретиться со своим старым знакомым – Юргеном Фангхенелем из ГДР. На чемпионате Европы в Тампере в 1981 году тот уступил Ягубкину. Теперь он попробовал взять не давшееся ему препятствие снова, но убедился, что не может разгадать финты Александра, помноженные на общее боксерское мастерство. Ягубкин безоговорочно победил.
Потом было еще много чего. По две победы в 1983 и 1985 году на чемпионатах Европы и Кубках мира. Затем американские промоутеры пытались организовать встречу Ягубкина с Майком Тайсоном, но, как шутил сам Ягубкин, Майку повезло, что она не состоялась.
Александр Беленький