en
Альберт Муталибов: Бокс - это, прежде всего, творчество

Главный тренер женской сборной России Альберт Муталибов - о требованиях к боксёрам национальной команды, взаимодействии с личными тренерами спортсменок и моментах счастья от проделанной работы.

«В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖЕНСКИЙ БОКС СИЛЬНО ПРИБАВИЛ»

- Вы работаете и с мужчинами, и с женщинами. Велико ли отличие?
- Я считаю, что тренерская работа это творческая профессия. И с мужчинами, и с женщинами есть свои сложности. Бокс - индивидуальный вид спорта, и к каждому спортсмену ты подходишь с учётом его личных качеств: характера, темперамента и т.д. Мужчины тоже все разные: кто-то более спокойный, кто-то импульсивный. То же самое с женщинами. Именно этим и интересна работа: тебе приходится находить взаимопонимание с разными типами людей. Это, конечно, дополнительная сложность. Но и удовольствие это приносит большое, когда находишь контакт со спортсменом.

- Женщины более эмоциональные.
- Как я сказал, все разные. В любом случае, задача тренера - контролировать эти эмоции. Научить своего подопечного их контролировать. Потому что любая эмоция может повлиять на исход боя. При этом кого-то, наоборот, надо подгонять. Есть такие, кого надо «разбудить» перед боем, чтобы он не «проспал» поединок.

- Мужчинам и женщинам даёте одинаковые упражнения?
- Мы развиваем боксёрские навыки, которые не делятся на женские и мужские. Приёмы, двигательные навыки - общие и для тех, и для других. Единственное различие - в атлетическом развитии. Для этого подбираем более подходящие для женщин упражнения, нужные веса для работы в тренажёрном зале.

- Как вы определяете упражнения, которые даёте спортсменам?
- Боксёры условно делятся на несколько типов: игровиков, нокаутёров (силовиков) и темповиков. Есть так же боксеры-«универсалы» - это спортсмены наделённые талантом сочетать в себе все выше перечисленные стилистические особенности, способные выбирать и приспосабливаться к любому стилю, который предложит соперник. Это условное разделение в большей степени связано с природными данными человека, психо-эмоциональной составляющей, антропометрией. При подборе упражнений мы отталкиваемся от того, какой стиль ведения боя исповедует тот или иной спортсмен. Если мы говорим о нокаутёрах, то больше развиваем взрывные качества. Он больше работает с железом, с тяжелыми весами, в беге его специализация - спурты, короткие дистанции. Если говорим о темповике, то это бег без остановки 9-12 минут, за это время боксёр пробегает в районе трёх километров. Игровики бегают 3х800 м. Эта формула, кстати, подходит и для боксёра-«универсала».

- Бывает, что вы берёте упражнения из других видов спорта?
- Конечно. Что-то подсмотрели в лёгкой атлетике, что-то взяли из игровых видов. Какие-то упражнения развивают скорость, какие-то координацию или взрывные качества. Иногда упражнения придумываем сами. Различные упражнения с использованием современных средств и тренажеров позволяют разнообразить тренировочный процесс.

- Впервые женский бокс был включён в программу Олимпийских игр в Лондоне 2012 года. Какого прогресса он добился за это время?
- Женский бокс заметно прибавил. Причём вырос не только, скажем так, качественный уровень самих спортсменок. Расширилась и география этого вида спорта. Если раньше женский бокс преимущественно был европейским, то потом его центр сместился в Азию. Сейчас же сильно прибавили страны Латинской Америки. Спортсменки из этого региона показывают бокс близкий к мужскому. Девочки там очень атлетичные и работают в профессиональной манере.
Подтверждением того, что женский бокс развивается, является тот факт, что в этом олимпийском цикле появилась новая весовая категория - шестая по счёту. Люди хотят видеть женский бокс в олимпийском движении.

«РОССИЯНКАМ НАДО ПРИБАВЛЯТЬ В АТЛЕТИЗМЕ»

- Какие требования вы предъявляете к членам сборной?
- Надо признаться, прежде всего, мы заметно уступаем нашим конкурентам в атлетизме. В этом нам надо прибавлять и в этом направлении мы сегодня работаем. Добиться необходимого атлетизма можно только регулярными тяжелыми тренировками, системной работой. Как показывает практика, если прибавим в этом аспекте, то заметно улучшим конкурентоспособность наших боксёров.

- Как у вас построено взаимодействие с тренерами юниорских сборных?
- Мы работаем в плотном контакте. В Королёве недавно прошло первенство страны среди девочек 13-14 и 15-16 лет. Я ездил на турнир, где встречался с тренерским коллективом работающим с этим возрастом. Обсудили цели и задачи, спланировали тренировочные мероприятия и соревнования, к которым могут быть привлечены юниорки.
Так, к примеры, согласовав с тренерами юниорской сборной, мы пригласили на сбор в Кисловодск спортсменок из юниорской команды.

- Насколько важно для главного тренера иметь контакт с личными тренерами спортсменок?
- Это очень важный вопрос. Задача главного тренера: создать условия для того, чтобы можно было максимально реализовать потенциал спортсмена. Условия, в частности, заключаются и в том, чтобы работать в тандеме с личным тренером, который ведёт боксёра с детства. Ни в коем случае нельзя отодвигать личного тренера. Надо сообща искать пути для раскрытия боксёра. Мы, по возможности, приглашаем личных тренеров на сборы. Хотелось бы, чтобы они присутствовали в углу во время соревнований. Это придаёт уверенности и спокойствия спортсмену.

- Что бы вы могли сказать родителям девчонок, почему им нужно отдавать дочерей в бокс?
- Если брать по травматизму, то бокс далеко не на первых позициях среди других видов спорта. С этой точки зрения, бокс не опасен. Разумеется, не все станут выдающимися спортсменами. Но все приобретут здоровье, будут более дисциплинированными, что положительно отразится и на учёбе и вообще на жизни.

«В ЗАЛЕ НАДО БЫТЬ ДИКТАТОРОМ»

- Бывают тренеры-диктаторы и тренеры-демократы. Вы себя к какой группе относите?
- Когда только начинал, я был лояльным тренером и к диктаторам себя не мог отнести. Но со временем, обращая внимание на более опытных коллег, я пришёл к выводу, что в спорте высоких достижений именно диктатура (в хорошем смысле этого слова) в зале, строгая дисциплина и тренера, и спортсмена - это залог успеха. Для достижения высоких целей нужна полная самоотдача, чего не возможно сделать без жесткого контроля и строжайшей дисциплины. В то же время надо быть дипломатом в каких-то вопросах. Если спортсмен выполнил установку и полностью выложился, но при этом проиграл, я никогда не буду предъявлять претензии, а наоборот приободрю. Значит мы ещё не готовы, надо сделать работу над ошибками и победить в следующий раз. Вообще, я считаю, что поражение - это в первую очередь поражение тренера, а только во вторую - спортсмена. Но при условии полной самоотдачи и выполнения всех установок.

- Девушки из сборной говорят, что вы не ограничиваетесь физическим и технико-тактическим развитием подопечных, но и уделяете внимание интеллектуальному.
- Я всегда стремлюсь к тому, чтобы спортсмены были всесторонне развиты с детских лет. Думаю, это даёт преимущества и в ринге тоже. Например, возможность креативно мыслить. Кругозор позволяет быть вариативным и в спорте. Если мой ученик поёт, играет на каком-то музыкальном инструменте или занимается изобразительным искусством, я только это приветствую.

- Боксёр-чемпион: сколько в нём таланта, а сколько труда?
- Чемпионами всем стать невозможно, для этого нужен дар, который даётся свыше. Нужно родиться с определённым набором качеств, которые помогут стать боксёром высокого уровня, ну и разумеется важно, чтобы этот талант попал в руки опытного наставника. Я считаю, что основная задача, найти и разглядеть талантливого ребёнка, и, что ещё не маловажно, постараться заинтересовать и увлечь его именно этим видом спорта, поскольку талантливый и двигательно одаренный ребенок будет востребован и сможет проявить себя и в других видах спорта.
За счёт таланта можно стать хорошим спортсменом, и даже добиться определённого успеха, но без труда даже самый талантливый спортсмен не станет выдающимся!

- Были моменты, когда вы ощущали счастье от проделанной работы?
- Безусловно. Я думаю с этим сталкивается каждый тренер, когда его спортсмен побеждает. Вдвойне ценней победа, которая далась трудом, после неудачи, тяжелых испытаний или травм.

- Что для вас бокс?
- Для меня бокс это, прежде всего, творчество. Я сам творческий человек. Каждый спортсмен для меня уникален, каждого я пытаюсь раскрыть, насколько это возможно. Этот процесс привлекает и захватывает. Иногда не даёт уснуть. Тебя всё время тянет в зал, чтобы искать новые пути для преодоления сложностей. Этот процесс - бесконечный.