en
Виктор Супрун: Мне не нравится драка в ринге, бокс - интеллектуальный вид спорта
Наставник мужской юниорской сборной 17-18 лет Виктор Супрун тренирует уже 44 года. В интервью пресс-службе Федерации бокса России он рассказал, что отличает хорошего тренера от среднего, описал, каким должен быть боксёр-чемпион, и признался, когда испытывает наслаждение от боя своего ученика.

- Что самое сложное в работе тренера?
- Самое сложное - оправдать надежды, которые на тебя возложены. Во-первых, тренеру доверены дети, которых надо обучить боксу. Плюс им надо помочь стать нормальными людьми. При этом тренер должен быть примером для спортсмена. Результат тоже стоит на одном из первых мест. Задача тренера: подготовить боксёра так, чтобы он показал результат, который от него ждут. Когда я только начал заниматься тренерской работой, мне один человек сказал: «Желаю тебе подготовить такого боксёра, чтобы мы могли сидеть и наслаждаться его боксом». Когда идёт бой, тренеры нервничают, подсказывают, делают бой с тенью. Это нормально. Но лучше всего, когда ты просто сидишь и наслаждаешься поединком своего ученика.

- Сильно нервничаете, когда в ринге ваш боксёр?
- Все мы переживаем: кто-то внутри себя, кто-то выплёскивает наружу. Я стараюсь не показывать эмоций.

- Александр Поветкин как-то назвал бокс "самым добрым видом спорта", потому что он учит не обижать, защищать слабых.
- Абсолютно согласен. Сам Александр - это боксёр, на которого должна равняться молодёжь. Скромный, очень порядочный. От того как он боксирует испытываешь наслаждение. Это как раз то, о чём я говорил.

- На турнире «Знамя Победы» в Серпухове Олег Саитов, посмотрев поединки ближайшего резерва сборной, посоветовал тренерам уделять больше внимания защите.
- Согласен, этому моменту постоянно надо уделять внимание. Но бывают ситуации, когда боксёру надо отыгрываться, он идёт вперёд и пропускает лишние удары. Вообще, я считаю бокс таким же интеллектуальным видом спорта, как шахматы. Мне не нравится драка в ринге. Удовольствие получаешь, когда боксёр переиграл, перехитрил соперника.

- Видите среди своих подопечных новых саитовых и поветкиных?
- Надеюсь, что они такими станут. Но наша основная задача не результат, а доведение ребят до первой сборной. Очень важное значение имеет взаимопонимание между главным тренером и старшими тренерами юниорских команд. С Виктором Борисовичем (Фархутдиновым. - Прим. ред.) оно у нас есть. Ведь мы вместе с ним начинали работать в 2017 году в юниорской команде. В течение двух лет сборная выиграла и первенство Европы, и первенство мира и Юношеские Олимпийские игры. Сейчас Виктор Борисович ушёл на повышение в первую сборную, а мы продолжаем работать в том же направлении. Стараемся, чтобы ребята дошли до главной команды страны технически обученными. А главное, чтобы голова соображала. Чтобы в зависимости от ситуации, они могли менять ведение боя. Боксёр должен уметь просчитывать ситуацию, уметь перестраиваться. Вот мы говорим «талант». Что это? А это умение применить то, чему его научили. Во время поединка боксёр должен включать голову. Это самое важное.

- Боксёр-чемпион: сколько в нём таланта, а сколько труда?
- Талантливые от природы люди не всегда трудолюбивы, им поначалу достаточно легко всё даётся. Они привыкают к этой лёгкости, не вкалывают и поэтому не всегда раскрываются. А есть те, которые одарены процентов на 20-30 от этих талантов, но благодаря трудолюбию достигают больших высот. Конечно, удача тоже имеет большое значение. Иногда важно оказаться в нужном месте в нужное время. Бывает, что кто-то говорит: вот он стал олимпийским чемпионом, а я его побеждал. Но так сложились обстоятельства, значит либо тебе не повезло, либо ты что-то не так сделал.
Ещё одно важное качество для боксёра, да и для любого спортсмена: у него должны гореть глаза, он должен хотеть выиграть, показать результат.

- Вы - заслуженный тренер ещё Казахской ССР. В чём, на ваш взгляд, секрет успеха в последние годы боксёров из Средней Азии?
- Как раз в том, о чём я говорил: они пытаются перехитрить, запутать соперника. И это им часто удаётся. Хотя одной хитрости, конечно, мало. У хорошего боксёра должна быть изюминка. Задача тренера: увидеть её и попытаться развить. Я, кстати, прошу ребят из сборной вести журналы, конспектировать всё: боксировал с тем-то, это получилось, а это нет. Во-первых, они учатся анализировать свои бои. Во-вторых, мы, тренеры, получаем пищу для размышлений, знаем, над чем работать.
Важно, чтобы тренировочный процесс в сборной был разнообразным, ведь от монотонных занятий спортсмены быстро устают. А интересные, пусть и тяжёлые тренировки, переносятся хорошо.

- Вы строгий тренер?
- Да, тренер должен быть строгим. Но при этом справедливым, и если есть, за что похвалить, ученика обязательно надо хвалить. Личный тренер должен быть в курсе всего, что происходит в жизни боксёра.

- Что для вас бокс: работа, призвание, увлечение?
- Всё просто: бокс - это моя жизнь. С детства. Я ведь поначалу занимался футболом, несмотря на то, что три старших брата были боксёры. Но футболистов было много, и однажды наш тренер разделил ребят на две команды и сказал: «Кто победит, те продолжат заниматься в секции». Моя команда проиграла.
А я, получается, выиграл. Потому что, по примеру братьев, занялся боксом. Годы спустя мы встретились, и я поблагодарил этого человека за то, что он вовремя выгнал меня из футбола.

- Что отличает хорошего тренера от среднего?
- Тренер не должен быть безразличным. Он должен жить боксом, жить успехами своего ученика. Тренер и боксёр должны быть одним целым, тогда результат может прийти.

- Чего бы вы попросили у золотой рыбки? Одно желание.
- Чтобы нас допустили на Олимпийские игры.

- 22 советских и российских боксёра становились Олимпийскими чемпионами. Кто будет 23-м?
- У меня есть свой вариант, но говорить его я пока не буду.