en
Кружева Константина Градополова
Константин Градополов принадлежал к поколению основоположников советского бокса. Что это значит? Много противоположных вещей. Спросите кого-нибудь, кто в теме, кто он такой, чтобы в этом убедиться.

Кто такой Константин Градополов?

Один из основоположников советского бокса.

А что конкретно он основал?

В ответ тягостное молчание. В лучшем случае вспомнят, что, кажется, он кого-то тренировал. А кого? Снова мучительная гимнастика на лице с силовым поднятием и опусканием бровей, и вдруг со счастливой улыбкой появляется ответ. О! Николая Королева! Его-то все знают. Абсолютный чемпион СССР много лет. Великий, непобедимый… ну и так далее. Правда и его никто никогда не видел, на это уже и неважно. Ответ, как в клубе «Что? Где? Когда?», найден.

Родился Константин Градополов в Москве накануне Рождества, точнее, сочельника – 23 декабря 1903 года (5 января 1904 года по новому стилю). Революцию встретил в том возрасте, когда сам ты себя считаешь очень большим, а все большие – маленьким. Но, в общем, был бедовый пацан. Поступил в Главную военную школу физвоспитания, которую в 1922 году окончил. Спортивную карьеру начал несколько раньше – в 1920 году занялся боксом. В 1921 году впервые принял участие в соревнованиях. По 1928 год провел 58 боев, победил в 48 из них. Предположительно, в каких-то из оставшихся десяти была зафиксирована ничья. Тогда часто так считали, если бой не завершился очень уж убедительной победой. Выиграл 15 из 17 международных встреч. В 1926 году стал на первом чемпионате страны чемпионом в среднем весе. Это его самое большое спортивное достижение.

Но мне хотелось бы остановиться на той стороне жизни Градополова, о которой все знают, но как-то не полностью. Дело в том, что он еще был киноартистом. Самые дотошные упоминают, кажется, 16 фильмов, в которых он снялся. Между прочим, часто забывают сказать, что Градополов не был совсем уж любителем. В 1925-28 годах он учился в мастерских Льва Кулешова и Сергея Юткевича. Это, конечно, мало что меняет, но все же. Кого он мог играть? Посмотрите роли и убедитесь сами. Конечно, какого-нибудь хорошего тренера с правдой во взоре да эпизодическую роль спортивного судьи.

По иронии судьбы, таким он мне и запомнился в фильме 1954 года «Запасной игрок». Когда он шел, кто-то мне сказал: «Смотри, это боксер Константин Градополов». Я обвел глазами игроков на поле и удивленно спросил: «Это кто?» «Да нет. Не игрок. Он судью играет». Я мельком увидел фигуру проворного судьи, отметил, что Градополова видел, и забыл и его, и фильм. Было это лет (страшно сказать) пятьдесят назад.

Еще он играл роли бойцов с кирзовыми физиономиями в довоенных фильмах, вроде «Граница на замке» 1937 года. Их потом лет на пятьдесят положили на полку, не в силах показывать после 1945 года, что случилось в реальной войне. А потом забыли. Я его посмотрел, потому что меня там интересовал артист Павел Массальский, который играл польского офицера. Ну, что? Враг убедительный. Если бы мы так немецких фашистов себе представляли, а до войны оставалось всего ничего, было бы здорово. А Градополов? Как я и ожидал, боец с одной и той же комсомольской истиной в глазах. Как начал фильм с бдительной физиономией, так с ней же и закончил.

Фильм 1928 года «Кружева» оказался у меня случайно. Что-то заинтересовало. Поставил на запись и забыл. Посмотрел через несколько лет. Как сказать то, что думаешь, чтобы не показаться смешным?

О чем фильм? О том, как молодые комсомольцы (старых еще не было) делали стенгазету. Это, с оглядкой на жанр и все такое, шедевр. Я понимаю людей, которые, посмотрев десять минут, выключат то, на чем смотрели, и забудут, но я продолжаю утверждать свое: это шедевр, прекрасно показывающий то, что шедевр можно снять о чем угодно. Даже о том, как закипает молоко.

Когда я его смотрел, один очень симпатичный герой, улыбчивый Петька Веснухин, показался мне знакомым, но я тут же забыл об этом. Снова вспомнил, когда он очень профессиональным левым хуком послал в нокаут какую-то «сволочь», не понимающую важность газеты для комсомольцев. (Может, я что-то искажаю, но это неважно, поверьте мне). Что? Неужели это Константин Градополов? По возрасту подходит. Проверил – он. Вот это да! Оказывается, он мог играть, и еще как! Любые чувства, а лучше всего – любовь. Я посмотрел фильм еще раз, не пропуская, как обычно, предисловие. Да, это был он. Ведущий еще что-то о нем сказал, мол, не профессионал, а любитель – боксер Константин Градополов. Я вспомнил бойца из «Границы на замке». Общего между ними был только ничем не примечательный рост.

Да, я более-менее знаю историю кинематографа. Знаю, что между последними шедеврами немого кино (а фильм немой) и первыми звуковыми лентами лежит пропасть. Люди как будто бы снова пошли в детский сад. Абрам Роом всю жизнь пытался вернуться на тот уровень, который он показал в «Третьей Мещанской», снятой в 1927 году. Но это все теория, а тут практика. И какая практика!

Значит, влюбленный в кино Градополов мог сыграть и такое. Значит, мог. А играть приходилось «кирзово-праведное». Да и то лишь мельком. Украдкой. Слава Богу, было большое дело, которое требовало всех его сил – бокс. В 1936-1966 годах он был зав.кафедрой бокса, а с 1972 профессором Государственного Центрального ордена Ленина института физической культуры в Москве. В 1954-1960 годах – тренер сборной команды СССР по боксу. Тренировал разных спортсменов. Среди них какое-то время был и Николай Королев, и другие именитые спортсмены.

Нравилось это Градополову? Конечно, нравилось. В главном в своей жизни он состоялся. Но все-таки оставалось что-то еще. Что-то, что он начал в 1928 году в фильме «Кружево», и что осталось так и незавершенным.

Александр Беленький