en
Искусство быть тобой: рецензия на книгу Александра Зимина
Выходит книга Александра Зимина. «Искусство побеждать нокаутом». И это тот самый случай, когда ты можешь с полным на то основанием и с чистой совестью сказать: «Наконец-то!» Я ждал этой книги семнадцать лет. Тогда, в 2003 году, я встретился с Зиминым в Петербурге, куда он приехал на крупный боксерский турнир, и был совершенно ошеломлен им. Три часа он рассказывал мне о профессиональном боксе и все это время летал вокруг меня, показывая по очереди своих учеников и их противников. Это было незабываемо. Я знал его тогда как тренера чемпионов мира Юрия Арбачакова и Орзубека Назарова, видел их бои, но сейчас как будто посмотрел их снова другими глазами. Столько лет прошло, а этот разговор был как вчера. Тогда-то мне и пришло в голову, что об этом нужно написать книгу. И вот сейчас я держу ее в руках, написанную тем самым Александром Зиминым. Если сказать коротко, то книга получилась. Можно даже, слегка нарушив правила, сказать: «Очень получилась». За ней ты сразу видишь автора — быстрого, легкого, молниеносного, никогда не лезущего за словом в карман. Зачем она написана? Затем, что автор ставит перед собой задачу — показать, как и из чего получаются великие тренеры. Задачу, строго говоря, невыполнимую. Великие тренеры получаются так же, как великие боксеры. Должен быть великий материал, но это лишь одно условие. Необходимое, но абсолютно недостаточное. В помощь ему должны прийти масса качеств: требовательность, сила характера, настойчивость… Но качеств разных — в зависимости от того, кто является носителем «великого материала», то есть боксера. У того же Зимина было много учеников: Юрий Арбачаков, Орзубек Назаров, Николай Валуев, Александр Бахтин, Вячеслав Яковлев, Вячеслав Яновский… Не буду перечислять всех, потому что обязательно кого-то забуду. Нельзя к Бахтину подходить с тем же самым набором инструментов, что к Назарову. Не потому что он лучше или хуже, а потому что он другой. Нельзя Валуева тренировать, как Вячеслава Яковлева. Общего у них — это две руки, две ноги и смелость, все остальное разное. Каждому нужны свои удары и свои комбинации, иногда вообще уникальные, как было, например, у нашего прославленного олимпийского чемпиона Валерия Попенченко, чьего тренера, Григория Кусикьянца, часто упрекали в том, что он работает «не так». Может быть, он что-то делал и «не так», но так, как это было надо нестандартному гению Попенченко. И когда в 1964 году в Токио он в дополнение к олимпийскому золоту завоевал Кубок Вэла Баркера как самый техничный боксер турнира, это, наконец, стало очевидно всем. В книге Александр Зимин рассказывает о своих учениках, а вслед за этим мы видим комментарии самих учеников. И сразу становится ясно, какие это все разные люди, как отличалась тренировка одного от тренировки другого. Но у каждого из них был свой «Василич», свой тренер Александр Васильевич Зимин, который к каждому находил свой подход, каждому давал то, что было ему необходимо. И прежде всего — веру в себя, которой каждому когда-то не хватает. Я понимаю, какую досаду сейчас испытывают многие: у них такого тренера не было. Многие тренеры работают по-другому. Ставят учеников в колонны и заставляют уныло выполнять одно и то же, прерывая их однообразными же матюгами. У тебя так и было? Не повезло. Что поделаешь? И не хватало своего ума понять, что дело здесь вовсе не в тебе. Ну, не чемпионом, но мастером спорта ты мог стать, а вот не стал. Ничего. У каждого свой путь, часто весьма далекий от того, что виделся в начале. Не получилось у тебя — получится у твоих детей. Ты сможешь помочь советом, которого не хватило тебе самому. Главное, что на свете есть «Василич» — вечно молодой, вечно неудовлетворенный собой, вечно чего-то ищущий. А кто ищет, тот всегда найдет. Александр Беленький